Порты в Германии

Сегодня расскажем все о портах Германии: какие грузы они обрабатывают, как устроена инфраструктура, их особенности и перспективы. Вы узнаете некоторые исторические сведения, статистические данные и другие интересные факты и цифры и почему портовые города Германии — это экономические центры страны.

10 апреля 2025 Время прочтения: 15 минут

порты германии

Содержание

Транспортировка товаров и людей в Германии осуществляется не только на суше и в воздухе, но и на воде. Страна, омываемая Северным и Балтийским морями и пронизанная сотнями рек, открывает широкие возможности для развитого судоходства.

В ФРГ представлены морские и речные порты, которые осуществляют перевозки внутри и за пределами государства. Открытые источники в интернете утверждают, что сегодня функционирует более 120 речных пристаней (die Binnenhafen внутренние порты).

По официальным сведениям, самыми крупными по объёму грузоперевозок (в период 2018 – 2023) выступают следующие:

портовые города германии
Источник https://de.statista.com/

Гамбургский порт — крупнейший в Германии: в 2023 году оборот достиг почти 100 миллионов тонн грузов. Далее следует Бремен/Бремерхафен с товарной нагрузкой более чем 50 миллионов. Бронза досталась Вильгельмсхафену.

По официальной информации, общий немецкий грузопоток в 2023 году сократился на 4,1% в отличие от 2022-го и составил 267,8 миллиона тонн. В качестве причин называются сложная геополитическая ситуация и слабая динамика мировой торговли.

Одно из представительств Внешнеторговой Палаты представляет наглядные цифры относительно обсуждаемой темы:

  • Почти 60 % немецкой внешней торговли осуществляется через морские гавани.
  • У Германии 20 die Seehäfenморских портов — на Северном и Балтийском морях
  • Около 100 внутренних портовых точек обеспечивают население и промышленность товарами.
  • 1,35 млн. человек профессионально заняты в этой отрасли. В целом сфера обеспечивает напрямую или косвенно 5,6 млн. рабочих мест.
  • Федеральное правительство и земли выделяют для сектора ежегодно 38 млн. евро.
  • По оценке экспертов, немецким портам необходимо не менее 400 млн. евро каждый год для выполнения роли в качестве центров энергетического поворотаEnergiewende.

Топ-11 портовых городов Германии

За основу рейтинга взяты данные из представленного выше графика.

Hamburg — Гамбург

Крупнейший морской терминал Германии. До 2014 года занимал второе место среди гаваней Европы, но сегодня по количеству контейнерных перевозок третий по величине после Роттердама и Антверпена.

В контейнерном сегменте в 2023 году было перегружено около 7,7 миллиона стандартных контейнеров — на 600 тысяч TEU (двадцатифутовый эквивалент) меньше, чем в предыдущем. Тем не менее администрация Гамбургского порта (HPA — Hamburg Port Authority) прогнозирует, что к 2035 году потенциал достигнет 12,5 миллиона стандартных контейнеров. Чтобы переломить негативный тренд и достичь этой цели, крупнейшая в мире судоходная компания MSC (Mediterranean Shipping Company «Средиземноморская судоходная компания») в 2024 году приобрела примерно 50 % акций Hamburger Hafen und Logistik AG (HHLA), которая среди прочего управляет тремя из четырёх контейнерных терминалов в Hamburger Hafenпорт Гамбурга — и держит в наличии собственную грузовую железную дорогу для обслуживания внутренних перевозок.

Сам город Гамбург расположен около места, где река Эльба впадает в Северное море. Ганзейский город, чья история берёт начало с IX века, благодаря географическому положению сразу же начал развиваться как транспортный и торговый пункт. Официальной датой рождения порта считается 7 мая 1189 год, когда император Фридрих Барбаросса подарил грамоту, которая освобождала суда от таможенных пошлин. Некоторые источники говорят, что эта грамота — подделка. Но это не мешает местным жителям ежегодно в мае праздновать день рождения и устраивать фест в честь der Hafenгавани, порта. В этот раз празднование состоится 9 – 11 мая.

Город часто называют «воротами в мир». Кстати, на гербе и флаге изображены ворота городской крепости.

Главный торговый партнёр — Китай. На втором месте — США. Далее идут Сингапур, Польша, Швеция и Финляндия.

Наряду с контейнерными судами, танкерами здесь пришвартовываются круизные лайнеры. В 2023 году зафиксировано 272 прибытия таких судов.

Ещё больше информации об истории, мероприятиях и других новостях можно найти на официальном сайте.

Bremen/Bremerhafen — Бремен/Бремерхафен

Второе место в топе занимает так называемая Hafengruppe Bremerhaven und Bremen, то есть официально их объединяют в одно целое. Die Bremischen Häfenпорты Бремена состоят из следующих терминалов, пристаней и учреждений:

Bremen:

  • Industriehafen
  • Neustädter Hafen
  • Holz- und Fabrikenhafen/Getreidehafen
  • Hemelinger Hafen
  • sowie Binnenschiffsliegeplätze

Bremen-Nord:

  • Kraftwerk Farge
  • Automobilterminal Vegesack
  • Offshore-Windenergie Vegesack
  • Werft Vegesack

Bremerhaven:

  • Container-Terminal
  • Offshore-Terminal CT Süd
  • Automobil- und High & Heavy-Terminal
  • Multifunktionsterminal ABC-Halbinsel
  • Frucht- und Projektgüterterminals
  • Lloyd Werft Bremerhaven AG
  • Motorenwerke Bremerhaven AG
  • German Dry Docks GmbH & Co. KG
  • Fischereihafen II

В 2022 году грузооборот Бремена и Бремерхафена достиг общего веса около 50,2 миллионов тонн. Касаемо грузоперевозок, Бремен, который расположен на реке Везер в 60 километрах от NordseeСеверного моря, специализируется в первую очередь на насыпных грузах, в том числе на руде и угле. Его партнёр же, часто именуемый как «ворота в Северное море», занимается обработкой контейнеров и автомобилей. Сюда же в 2023 прибыло более 320 тысяч круизных путешественников.

Около 40 000 сотрудников работают в более чем 1 300 компаниях в сфере морской экономики и логистики.

Если хотите узнать больше, заходите на официальную страницу, которая представлена также на английском языке.

Wilhelmshaven — Вильгельмсхафен

Город в Нижней Саксонии был основан в XIX веке в качестве военно-морской базы. С одной стороны, представляет собой единственную в стране глубоководную гавань на Северном море. С другой стороны, используется как военно-морская база.

В 2023 году в Вильгельмсхафене было перегружено около 29,8 миллиона тонн морских товаров. Кроме того, речь идёт о главном порте страны, который специализируется на нефтепродуктах.

Кстати, Вильгельмсхафен соединён с Гамбургом при помощи нефтепровода. Norddeutsche Oelleitung (NDO) имеет длину 147 километров и обладает мощностью свыше 11 миллионов тонн сырой нефти в год.

Ещё одной визитной карточкой города называют инженерное чудо — Kaiser-Wilhelm-BrückeМост кайзера Вильгельма. Возведённый в 1907 году мост длиной 159 метров на высоте 9 метров значится крупнейшим разводным мостом Европы. Больше информации можно найти на официальном сайте.

Изучать немецкий — это как строить морской порт: сначала фундамент, потом инфраструктура, а затем — широкие возможности для «грузоперевозок», то есть, для общения и обмена знаниями.

В Deutsch Online мы предлагаем надежный «фундамент» и мощную «инфраструктуру» для вашего немецкого. Никаких скучных лекций!

  • Занятия в прямом эфире с преподавателем.
  • Гибкое расписание: учитесь когда удобно.
  • Старт новых групп каждую неделю.
  • Тесты и упражнения для закрепления материала.
  • Удобная рассрочка от сервиса «Долями».

Rostock — Росток

Находится на месте впадения реки Варнов в Балтийское море. В средние века считался одним из самых важных перевалочных пунктов и торговым посредником с Прибалтикой, со Скандинавией, Западной и Южной Европой. В конце XIX века ганзейский Росток потерял связь с быстрорастущей немецкой экономикой. До 1945 года имел лишь местное значение, а после Второй мировой потерял и его.

Развитие ГДР требовало развития порта, который вновь начал работу в 1960 году. А пик развития зафиксирован в 1989 году, когда грузооборот составил более 20 миллионов тонн. В 2023 году этот показатель составил примерно 23,9 миллиона тонн.

Сердцем Ростока считается паромный порт с терминалами для грузовых перевозок. Сегодня он занимает лидирующее положение по пассажиропотоку со Скандинавией, Финляндией, странами Балтии. В последние десятилетия активно расстраивается и модернизируется.

Кстати, на официальном сайте не только новости, историю можно почитать, но и посмотреть фотографии с установленных веб-камер; узнать, какой дует ветер в данный момент; получить информацию о пребывающих судах.

Lübeck — Любек

История ганзейского города, которому уже более 850 лет, тесно связана с портом. В 1329 году под власть Любека перешло поселение Травемюнде, тем самым гарантировав себе беспрепятственный выход к Балтийскому морю.

С 1390 по 1398 был построен канал Стекница — первый водораздельный канал в Северной Европе, что обеспечило связь с Эльбой и, с одной стороны, доступ к Люнебургу для добычи соли, а с другой стороны — путь через Гамбург к Северному морю.

В позднем Средневековье Lübeck был одним из крупнейших городов Священной Римской империи и входил в число важнейших торговых центров в северной части Европы.

В 1854 году портовая территория была разделена следующим образом: Holstenhafen был портом для парусных судов, а сегодня это Hansahafen для пароходов (первый из которых прибыл в Любек в 1824 году); Alter Stadtgraben — для деревянных судов.

На сегодняшний день гавань простирается от устья в Травемюнде до центра города, занимая общую площадь около 264 гектаров и имея в наличии примерно 40 причалов.

В 2018 году на этом месте было перегружено в общей сложности 25 миллионов тонн грузов (брутто). На долю компании Lübecker Hafen-Gesellschaft (LHG) пришлось около 85 %. Десять процентов составили перевозки компании Lehmann, а пять — это восемь небольших компаний (Burmann Hafenlogistik, Claus Rodenberg Waldkontor GmbH, ATR Landhandel, Lagerhaus Lübeck, Holztransporte Röhrs, заводские причалы компаний Brüggen, Nordgetreide и LMG).

В 2023 году через Любек прошло приблизительно 15,5 миллиона тонн морских товаров.

В прошлом году было перегружено около 750 000 трейлеров и грузовиков, а также 82 800 новых легковых автомобилей. Воспользовались примерно 400 000 пассажиров. Больше информации можно найти на официальном сайте.

Brunsbüttel — Брунсбюттель

Статус города Брунсбюттель получил в 1948 году.

Гавань представляет собой структуру из трёх портов в федеральной земле Шлезвиг-Гольштейн в устье реки Эльба у Северного моря: Elbehafen, Ölhafen и Hafen Ostermoor.

  • Elbehafen считается логистическим узлом, где находятся огромные территории со складскими помещениями и где принимаются суда с разными поставками. Известен как пионер в области СПГ-бункеровки. 4 октября 2019 тут состоялась первая бункеровка СПГ в Германии методом «судно-судно». Ещё одним важным историческим моментом стало создание инфраструктуры для импорта СПГ и прибытие в январе 2023 года плавучего терминала для хранения и регазификации СПГ (FSRU).
  • Ölhafen занимается продуктами нефтепереработки.
  • Ostermoor был построен около 1975 года в качестве объекта для снабжения и обслуживания прилегающей промышленной зоны. Находится в собственности компании Brunsbüttel Ports GmbH.

Больше информации можно найти на официальном сайте.

Brake — Браке

Город, первое упоминание которого зафиксировано в XIV веке, расположен в Нижней Саксонии на берегу реки Везер.

В качестве порта первое документальное упоминание от 1756 года. В XIX веке становится важным промышленным центром судоходства. В 1835 году становится свободным портом. В 1846 году — строительство телеграфа для передачи сообщений о судоходстве между Бременом и Бремерхафеном. В 1892 — возведение пирса.

Здесь осуществляется разгрузка, транспортировка зерна, кормов, целлюлозы, древесины, металла. Также есть участки для работы с серой и маслами.

Больше информации можно найти на официальном сайте.

Stade — Штаде

Ганзейский город раскинулся на территории Нижней Саксонии между Гамбургом и Куксхафеном на реке Швинге (приток Эльбы). Близость к Кильскому каналу обеспечивает короткий путь к Балтийскому региону.

Так называемое складочное (штапельное) право получил в 1259 году.

Условно разделён на участки, у каждого из которого своя сфера обязанностей.

  • В Südhafen южном порту — компания Dow Chemical Company занимается производством химической продукции на основе хлора. В этом терминале перегружаются жидкие и газообразные наименования химического происхождения.
  • Nordhafen северный порт — связан с химическими твёрдыми веществами. Больше 30 лет тут ведёт деятельность AOS (Aluminium Oxid Stade).
  • Nordwestkai Северо-западный причал — осуществляет от- и загрузки сыпучих материалов.
  • Buss Terminal Stade является самым новым терминалом. На первом этапе расширения можно будет обслуживать суда длиной до 180 метров.

Больше информации можно найти на официальном сайте.

Рассмотрев список топовых харборов страны, предлагаем взглянуть на те, что не вошли в рейтинг, но чьи имена у многих на слуху.

Emden — Эмден

Самый западный порт, расположен у устья реки Эмс. Считается третьим по величине во всей Германии. Основное направление деятельности заключается в перевалке новых автомобилей на специальных пристанях ро-ро (ролкер). К ключевым грузам также относятся лесопродукты; компоненты, связанные с ветровой энергетикой, жидкие и сыпучие товары.

Больше информации можно найти на официальном сайте.

Kiel — Киль

Находится на берегу Кильской бухты Балтийского моря и одновременно связан каналом с Северным морем. Ежегодный общий тоннаж — около семи миллионов.

Киль — столица земли Schleswig-Holstein. Известен в первую очередь как место для отправки и прибытия круизных лайнеров. Отсюда можно отправиться в путешествия по Балтике, к норвежским фьордам, по Скандинавии, Великобритании, Восточной Европе и России.

Каждый год насчитывает более двух миллионов пассажиров различных паромов и свыше 600 000 туристов с круизных лайнеров.

Кроме того, знаменит благодаря Кильской неделе. Это самая крупная парусная регата в мире, которая проходит в июне.

Больше информации о Кильской гавани можно найти на официальном сайте.

Wismar — Висмар

Расположен на просторах бундесланда Мекленбург — Передняя Померания, у Балтийского моря. Показатель перегруженных товаров — около восьми миллионов тонн.

Логистические услуги, места хранения и перегрузки для древесных материалов, металлов, машин и оборудования, строительных товаров, компонентов возобновляемой энергии, химикатов и сельскохозяйственной продукции.

Больше информации можно найти на официальном сайте.

В марте 2024 года кабинет министров Германии принял Национальную стратегию для немецких портов. Цель — усилить морские гавани при помощи более чем 130 специальных мер. Например, усиление международной конкурентоспособности и увеличение роли в энергетическом переходе.

Это говорит о том, что правительство видит потенциал и высокий уровень значимости портов в экономическом развитии страны, однако необходимо модернизировать, цифровизировать, расширять и защищать транспортную инфраструктуру; сделать судоходство и портовую промышленность климатически нейтральными; обеспечить высокое обучение кадров и гарантировать сохранность и увеличение рабочих мест.

Многие порты ФРГ — не только экономически важные пункты, но и привлекательные туристические хабы для путешествий, знакомства с культурой страны и красивых фотокадров на память.