Партицип I в немецком языке

В немецком языке различают два вида причастий. В этой статье вы познакомитесь с первым. Что такое Partizip I в немецком, когда его использовать и как образовать — вас ждёт исчерпывающая теория и наглядная практика.

19 сентября 2025 Время прочтения: 9 минут

партицип 1 в немецком языке

Содержание

Что такое Partizip I

С помощью причастия мы можем выражать, что что-то происходит одновременно и часто именно в тот момент, когда вы его используете. Иное название — Partizip Präsens или Präsenspartizip; некоторые источники его также называют герундивом. Имеет активное значение:

  • Olga sitzt telefonierend auf dem Stuhl. Ольга сидит на стуле, разговаривая по телефону. (Причастие telefonierend подчёркивает активное действие, которое производит субъект и осуществляется одновременно с основным sitzt).
  • Olga telefoniert. (Aktiv) — Ольга разговаривает по телефону. (Активный залог).

Когда используется Partizip I

Чтобы правильно употребить причастие в предложение, надо понять, какую роль оно выполняет в предложении. В зависимости от этого партицип ставится либо в своём неизменном, либо в преобразованном виде. Например, при склонении. Это значит, что вы согласуете его по числу, роду и падежу с тем словом, к которому оно относится.

Вы можете использовать его в качестве:

  • Атрибутивного прилагательного (attributives Adjektiv), которое подробнее описывает существительное в активном залоге:

    Der fliegende Vogel im Himmel ist schön (то же самое: der Vogel, der fliegt). Летающая птица в небе красива (= птица, которая летит).

  • Обстоятельственного прилагательного или наречия (adverbiales Adjektiv oder Adverb), которое подробнее описывает глагол:

    Sie schaute mich grinsend an. (то же самое: Sie schaute mich an und grinste dabei.) Она посмотрела на меня, ухмыляясь (= она посмотрела на меня и при этом ухмылялась).

  • Существительного (именующего слова) (Substantiv, Nomen) для лица, которое выполняет действие, описываемое причастием:

    Die Lesenden in der Bibliothek sollen nicht gestört werden. (die Personen, die lesen.) Читающих в библиотеке беспокоить не следует (= люди, которые читают).

  • Причастного оборота (Partizipialsatz), когда действие происходит в то же время, что и в главном предложении:

    Die Nachricht schreibend lief ich gegen den Baum (= Während ich die Nachricht schrieb, lief ich gegen den Baum.) Составляя сообщение, я наткнулся на дерево (= в то время как я писал сообщение, я наткнулся на дерево).

Как вы, возможно, заметили, с помощью причастия часто можно сократить предложение:

  • Während Paul Musik hörte, joggte er durch den Wald. Пока Пауль слушал музыку, он бегал по лесу.
  • Musik hörend joggte Paul durch den Wald. Слушая музыку, Пауль бегал по лесу.

Надоело, что сложные грамматические конструкции вроде Partizip I мешают вам говорить свободно? Боитесь ошибиться и испортить впечатление?

С Deutsch Online вы:

  • Разложите Partizip I по полочкам: поймёте, как он работает, и забудете о страхе ошибок.
  • Сделаете речь динамичнее: научитесь использовать Partizip I, чтобы ваши предложения звучали более естественно и по-немецки.
  • Уверенно освоите эту тему: наши преподаватели покажут, как Partizip I применяется на практике, чтобы вы могли использовать его сразу.

Правила образования Partizip I

Образование первого партиципа — дело достаточно простое. Берём инфинитив глагола (начальную форму) и прибавляем суффикс -d. Например, schlafen (спать) + -d = schlafend; springen (прыгать) + -d = springend.

Важно! Исключениями являются: sein (быть) — seiend, tun (делать) — tuend.

Если партицип стоит в качестве прилагательного перед существительным, то кроме основного изменения (получения суффикса), он также должен изменить окончание (как в склонении прилагательного). Например, der laufende Mannбегущий мужчина (laufen + -d + окончание прилагательного после определённого артикля в именительном падеже).

Ich sehe den laufenden Mann.Я вижу бегущего мужчину (laufen + -d + окончание прилагательного после определённого артикля в винительном падеже).

Примеры употребления с переводом

Давайте посмотрим реализацию правил на реальных примерах. Для начала в качестве атрибутивного прилагательного, то есть партицип получает свой маркер (-d) и функционирует по правилам прилагательного (соответствующее склонение):

  • Tom braucht einen gut funktionierenden Laptop. Тому нужен хорошо функционирующий ноутбук.
  • Deine überzeugenden Argumente haben mich überrascht. Твои убедительные (дословно: убеждающие) аргументы меня поразили.

В роли обстоятельственного прилагательного или наречия:

  • Erika geht lachend in die Apotheke. Эрика идёт, смеясь, в аптеку (lachen + -d).
  • Mark geht weinend aus der Schule. Марк идёт, плача, из школы (weinen + -d).
  • Carolina schaute sich suchend um. Каролина огляделась в поисках / ища глазами (suchen + -d).

В этих примерах мы можем поставить вопрос wie? как?: идёт как? смеясь, плача.

В качестве существительного, то есть происходит субстантивация причастия:

  • Die Lernenden sind leider sehr faul. К сожалению, учащиеся очень ленивы.
  • Die Reisenden warten auf ihren Zug. Путешественники ждут свой поезд.

За этими существительными скрываются: die Personen, die lernen/reisen люди, лица, которые учатся/путешествуют.

Пример причастного оборота:

  • Einen Kaugummi kaufend, entschuldigte er sich bei seiner Freundin. Покупая жвачку, он извинился перед своей девушкой.

Отличия от Partizip II

Причастие 1 используется для действий, которые происходят одновременно в настоящем времени. Причастие II, напротив, касается действий в прошлом, которые происходят не одновременно. Сравните:

Partizip I — настоящее причастие:

  • Das weinende Baby liegt auf dem Bett. Плачущий младенец лежит на кровати («плакать» и «лежать» происходят одновременно — причастие описывает существительное).
  • Alle essen schweigend das Mittagessen. Все едят обед молча («есть» и «молчать» происходят одновременно — причастие описывает глагол).

Partizip II — прошедшее причастие:

  • Die Studenten feiern die bestandene Prüfung. Студенты празднуют сданный экзамен (празднуют сейчас, а сдали экзамен раньше).
  • Die Mutter erwärmt das am Freitag gekochte Essen. Мама разогревает приготовленную в пятницу еду (разогревает сейчас еду, которую приготовила раньше, в пятницу).

Разумеется, наряду со смысловыми отличиями, способ образования второго причастия тоже отличается.

Напоминаем, что в данном случае идёт о третьей форме глагола, которую всегда можно найти и проверить в словаре. А вот и основные правила образования Partizip II:

Partizip II слабых глаголов без приставки.

Второе причастие образуется от слабых глаголов при помощи дополнительных элементов — -ge (перед основой слова) и -t (в конце слова): fragen (спрашивать) — gefragt, machen (делать) — gemacht.

По этому же правилу функционируют модальные глаголы: müssen (вынужден, должен) — gemusst, können (мочь) — gekonnt, wollen (хотеть) — gewollt, dürfen (иметь право) — gedurft, sollen (должен) — gesollt.

Partizip II слабых глаголов с отделяемой приставкой.

Если имеется отделяемая приставка, то -ge занимает место между такой приставкой и основой глагола, и по-прежнему появляется -t: nachfragen (осведомляться) — nachgefragt, mitmachen (принимать участие) — mitgemacht.

Partizip II слабых глаголов с неотделяемой приставкой.

В таких случаях -ge отсутствует, прибавляется только -t: verkaufen (продавать) — verkauft, bearbeiten (обрабатывать) — bearbeitet.

Partizip II слабых глаголов с окончанием -ieren.

Добавляется только -t: studieren (учиться, изучать) — studiert, reparieren (ремонтировать) — repariert.

Partizip II от сильных глаголов.

У сильных глаголов (starke/unregelmäßige Verben) картина образования выглядит следующим образом: ge-, перфектная основа глагола и -en на конце: lesen (читать) — gelesen, fahren (ехать) — gefahren. Совет: учите сразу три формы глагола!

Partizip II от смешанных глаголов.

Проще всего, конечно, их выучить наизусть: denken (думать) — gedacht, kennen (знать) — gekannt. Но тут главное — запомнить, что такие глаголы в форме партиципа меняют корневую гласную и получают на конце (как и слабые) -t.

С особыми формами также следует знать такие важные глаголы, как: sein (быть) — gewesen, haben (иметь) — gehabt, werden (становиться) — geworden.

Смотрите также: Неправильные и сильные глаголы немецкого языка: таблица с переводом.

Вот вы и познакомились с партиципом первым и немного вторым. Ничего ведь страшного? Если только название. Получив основные теоретические знания, предлагаем выполнить небольшое практическое задание.

Упражнение